Об изменениях в Законе о налоге на добавленную стоимость

30 мая 2019 года Саэйм в окончательном чтении принял закон «Изменения в Законе о налоге на добавленную стоимость», который 12 июня 2019 года опубликован в официальном издании «Латвияс Вестнесис» N 118 (6457) и вступает в силу 1 июля 2019 года.

В Закон о налоге на добавленную стоимость внесены следующие наиболее существенные изменения.

1. Об облагаемой налогом стоимости в сделках с недвижимой собственностью и предоставлением права застройки

Для создания однозначного регулирования налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в сделках с правами застройки и закрепления интерпретации регулирования НДС в виде правового акта внесены изменения в статьи 37 и 40 Закона о налоге на добавленную стоимость, установив, что облагаемой НДС стоимостью в сделке о предоставлении права застройки является вознаграждение за предоставление права застройки и при продаже права застройки на торгах НДС облагается цена торгов.

2. О сделках с ваучерами

Так как в нормативных актах об НДС в настоящий момент установлено регулирование для применения НДС в сделках с такого вида ваучерами, которые обозначены словами «подарочная карта» и «карта предоплаты разговоров», и чтобы установленное в Законе о налоге на добавленную стоимость в отношении ваучеров соответствовало Директиве Совета от 27 июня 2016 года (ES) 2016/1065, которой в отношении применяемого к ваучерам режима изменена Директива 2006/112/EK, то в Закон о налоге на добавленную стоимость внесены изменения, введя в его статью 1 термины «ваучер», «одноцелевой ваучер» и «многоцелевой ваучер».

Также Закон о налоге на добавленную стоимость дополнен статьей 11.1, где установлен порядок применения НДС в сделках с ваучерами, и статьей 37.1, где установлена облагаемая НДС стоимость в сделке, в которой используется многоцелевой ваучер.

Регулирование применяется к ваучерам, которые изданы, начиная с 1 июля 2019 года.

3. Об особом режиме НДС к оказываемым электронным способом услугам (MOSS)

Для уменьшения административной нагрузки предприятий и способствования вовлечению в особенности малых и средних предприятий в трансграничные сделки электронной коммерции, 1 января 2019 года вступила в силу статья 1 Директивы Совета от 5 декабря 2017 года  (ES) 2017/2455, которой изменена Директива 2006/112/EK и Директива 2009/132/EK в отношении конкретных обязательств по НДС при оказании услуг и удаленной продаже товаров.

Согласно внесенным изменениям установлено предельное значение для осуществленных внутри Европейского Союза сделок в размере 10 000 евро. Не превысив упомянутое предельное значение, место поставки таких услуг, на которые можно распространить особый режим НДС для электронных услуг, находится в государстве-участнике оказывающего услуги лица.

Таким образом, внесены изменения в статью 27 Закона о налоге на добавленную стоимость, установив, что место оказания услуги электронной связи, вещания и оказываемой электронным способом услуги определяется в государстве-участнике оказывающего услуги лица, если общая стоимость трансграничных сделок (без НДС) не превышает 10 000 евро.

Введение предельного значения в размере 10 000 евро для определения места поставки услуг электронной связи, вещания и оказываемых электронным способом услуг не ограничивает возможностей плательщика НДС, который оказывает услуги электронной связи, вещания и оказываемые электронным способом услуги, использовать режим MOSS. Это означает, что плательщик НДС имеет право выбрать прекратить действовать в режиме MOSS (подать заявление об исключении из него) и применять НДС в общем порядке, то есть к оказанным услугам применять ставку НДС своего государства, или же продолжать действовать в режиме MOSS, применяя ставки НДС государства-участника получателя услуг.

Также внесены изменения в статью 128 Закона о налоге на добавленную стоимость, уточнив выписку счета НДС в случаях услуг электронной связи, вещания и оказываемых электронным способом услуг и установив, что в таких ситуациях применяются условия идентификационного государства, которое определяется в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 140.1 данного Закона о налоге на добавленную стоимость.

В свою очередь, чтобы уравнять возможности для предприятий, не осуществляющих предпринимательскую деятельность в Европейском Союзе, но зарегистрировавшихся в качестве плательщиков НДС в каком-либо из государств-участников, и позволить использовать внесоюзный режим согласно Директиве Совета от 5 декабря 2017 года (ES) 2017/2455, которой изменена Директива 2006/112/EK и Директива 2009/132/EK в отношении конкретных обязательств по НДС при оказании услуг и удаленной продаже товаров, внесены изменения в пункт 4 части первой статьи 140.1 Закона о налоге на добавленную стоимость, а именно, исключив в определении «плательщик НДС, который не осуществляет хозяйственную деятельность в Европейском Союзе» словам «у которого нет другой обязанности быть зарегистрированным в Европейском Союзе для нужд уплаты налога».

4. Об особом режиме применения налога к поставкам полуфабрикатов из черных и цветных металлов

В Исполнительном решении Совета от 2 октября 2018 года 2018/1492 Латвии предоставлено разрешение применять реверсный порядок уплаты НДС к поставке полуфабрикатов из черных и цветных металлов, отступая от статьи 193 Директивы Совета от 28 ноября 2006 года 2006/112/EK об общей системе налога на добавленную стоимость (далее – Директива 2006/112/EK) согласно содержимому подпункта j) пункта 1 статьи 199.a Директивы 2006/112/EK.

Таким образом, для согласования упомянутой в статье 143.4 Закона о налоге на добавленную стоимость текста нормы с упомянутым в подпункте j) пункта 1 статьи 199.a Директивы 2006/112/EK текстом нормы, внесены изменения в статью 143.4 Закона о налоге на добавленную стоимость, установив те категории товаров, к которым с 1 июля 2019 года применяется реверсный порядок уплаты НДС, и исключив услуги, не входящие в упомянутое подпунктом j) пункта 1 статьи 199.a Директивы 2006/112/EK.

5. О применении освобождения от НДС к оказанным независимой группой лиц участникам этой группы услугам

Чтобы Закон о налоге на добавленную стоимость соответствовал решению, принятому судом Европейского Союза в постановлении по делу C-326/15 DNB Banka и постановлении по делу C-605/15 Aviva, а также тому, что освобождения от НДС применяются узко, в Закон о налоге на добавленную стоимость введена новая статья 52.1, установив, что освобождение от НДС применяется к услугам, оказанным независимой группой лиц участникам этой группы, если они являются лицами, осуществляющими упомянутые в части первой статьи 52 Закона о налоге на добавленную стоимость (за исключением упомянутых в пункте 2 и пунктах с 18 по 25 части первой статьи 52 данного закона) н облагаемые НДС сделки, и участниками этой группы могут быть только зарегистрированные внутренние плательщики НДС.

Следовательно, например, статью 52.1 Закона о налоге на добавленную стоимость не могут применять кредитные учреждения, организаторы азартных игр, страховые общества и др.

В связи с новой статьей 52.1 из Закона о налоге на добавленную стоимость исключены части 3.2, 3.3 и 3.4 статьи 52.

Также установлено, что независимая группа лиц должна информировать СГД о создании группы и участниках группы, подав заявление в свободной форме и приложив письменное соглашение об оказании услуг, которое независимая группа лиц оказывает участникам этой группы.

Статья 52.1 Закона о налоге на добавленную стоимость применяется к оказанным независимой группой лиц участникам этой группы услугам, начиная с 1 июля 2019 года.

Те независимые группы лиц, которые соответствуют условиям статьи 52.1 Закона о налоге на добавленную стоимость и желают продолжать применять освобождение от налога в соответствии с упомянутой статьей, информируют СГД о создании группы и участниках этой группы до 1 августа 2019 года, одновременно представив письменное соглашение об оказании тех услуг, которые независимая группа лиц оказывает участникам этой группы.

6. Другие изменения

Внесенными в Закон о налоге на добавленную стоимость изменениями уточнены нормы в связи с содержанием норм реверсного порядка уплаты НДС в соответствии с точкой зрения, изложенной Европейской Комиссией, и формальным сообщением в деле процедуры о нарушениях N 2018/2149.

Учитывая то, что Европейская Комиссия не предоставила Латвии разрешение ввести реверсный порядок уплаты НДС к поставкам строительных изделий, бытового электронного оборудования и бытовой электрической аппаратуры, уточнено нормативное регулирование, установив, что введенный 1 января 2018 года реверсный порядок уплаты НДС в области строительных изделий и бытовой электроники применяется до 31 декабря 2019 года.

В свою очередь, чтобы обеспечить, что использованная в Законе о налоге на добавленную стоимость редакция о пороговой величине оборота для регистрации в регистре плательщиков НДС СГД была ясной и единой во всем тесте закона, в статье 77 Закона о налоге на добавленную стоимость слова «не достигает» заменили словами «не превышает», таким образом обеспечив соответствие статьи 77 Закона о налоге на добавленную стоимость части первой статьи 59 Закона о налоге на добавленную стоимость.

Наконец в связи с изменениями в сфере полуфабрикатов из черных и цветных металлов, строительных изделий и бытового электронного оборудования и бытовой электрической аппаратуры внесены редакционные уточнения в статьи 84, 92, 97, 109 и 129 Закона о налоге на добавленную стоимость.

 

12 июня 2019 года
Информация подготовлена
Налоговым управлением
Службы государственных доходов